Ру. En.

Выставка «Заземление»

Проект «Заземление», представляющий фестиваль Ars Electronica в Петербурге, предлагает вернуться «к корням» и иначе взглянуть на то, что буквально лежит у нас под ногами – почву.

«Международная выставка технологического искусства «Заземление» открыта с 8 сентября по 18 октября сразу на двух площадках: в Центральном музее почвоведения им. В.В. Докучаева и в пространстве AIR – арт-резиденции ИТМО

На выставку можно попасть
- в музее почвоведения — среда-воскресенье с 12:00 до 20:00,
- в галерее AIR — среда-воскресенье с 12:00 до 21:00.
Посещение выставки бесплатное!

Среди участников, представивших свои проекты в Музее, есть как художники, так и кинорежиссеры, а также исследователи цифровой культуры. Свои работы на тему перефокусировки взгляда и поиска новой связи с тем, что находится под ногами представили, как российские, так и зарубежные деятели искусства.

В экспозицию Центрального музея почвоведения им. В.В. Докучаева были органически добавлены 14 арт-объектов, при этом разделив пространство музея на 4 зала: Географический зал, Геологический зал, зал Человек и почва, Зал Ноосферы.»

Sole Soil, 2021
Юлия Вергазова, Николай Ульянов
Машинное обучение, видео, 3d печать

Sole Soil, 2021. Выставка Заземление. ЦМП им. В.В. Докучаева

Согласно гипотезе Геи, выдвинутой британским климатологом Джеймсом Лавлоком и американской микробиологиней Линн Маргулис, Земля представляет собой единый саморегулирующийся суперорганизм. Почва — верхний плодородный слой поверхности этого суперорганизма. Он населён коллаборирующими сообществами бактерий, грибов и растений, от которых зависит существование всех прочих форм жизни на планете. Вступая в режим диалога с этой чувствительной кожей Земли, проект подготавливает условия для радикальной трансформации наших отношений с поверхностями  —  от экстрактивных и эксплуатирующих к бережным и заботящимся.

Дизайн интерфейсов — это проектирование отношений. Основным интерфейсом коммуникации между человеком и почвой (Sole-Soil) являются следы и вмятины, оставляемые подошвами нашей обуви. Эти тактильные взаимодействия могли бы стать более осознанными и оздоравливать почвенные слои. Для этого мы предлагаем подбор оптимальной конфигурации форм подошвы, учитывающей индивидуальные потребности и проблемы разных типов почв. К таким проблемам относятся эрозия, выветривание, опустынивание — симптомы эпохи антропоцена, поражающие тело Земли. Геологическим включением новой эпохи становятся следы от кроссовок — вида обуви, фетишизируемого товарным капитализмом. В проекте символический знак времени переориентируется на выполнение восстановительной роли для окружающей среды, забота о которой стала необходимым условием нашего выживания.

Благодарности: Urs Fries, Frans Vogelaar, Academy of Media Arts Cologne

Связь потеряна
Ксения Рубан
Формовка силиконом, эпоксидная смола, бытовые пластики, плесень и грибки с тела

Связь потеряна. Выставка Заземление. ЦМП им. В.В. Докучаева

Возможность нового глобального вымирания чаще всего вызывает два типа реакции: отрицание его существования или принятие. Художница занимает позицию принятия, осознавая, что в желании обрести бессмертие человечество смогло создать нечто, способное на вечное существование — пластмассовые массы, обладающие поразительным свойством консервации. 

Архивируя в пластмассе артефакты о себе — бактерии, живущие в ее организме, — художница сохраняет остаточное свидетельство своего существования для любопытных раскопок будущего. Этот акт вводит собственную материальность в пограничное состояние — не дает сохранить более ценные данные о человеке, но и не позволяет до конца соединиться с почвой.

VolatileTerrain, 2021
Грэг Орром Сван
Дистиллят почвы, магматическая (вулканическая) горная порода, окисленная медная трубка, морская соль, глина, дуб, тростниковые стебли

VolatileTerrain. Выставка Заземление. ЦМП им. В.В. Докучаева

Почва поддерживает циркуляцию жизни на Земле. Она выступает интерфейсом между растениями, надземной средой, геологическими породами и является мощным биореактором, где смерть становится основой новой жизни. Так почему же мы так часто воспринимает почву лишь как грязь?

VolatileTerrain (Эфемерный ландшафт) основан на запахах почвы, которые напоминают нам о связи человеческого и земного. Инкапсулированный запах почвы кажется пассивным и бездействующим. Однако, проникая в воздух, его летучие молекулы связываются с нашими обонятельными рецепторами и возбуждают мозговую активность. Аромат земли воскрешает в памяти давно забытые воспоминания и эмоции, понятные каждому из нас: детские игры в песочнице, посадку растений в саду, следы почвы под ногтями…

Процесс паровой дистилляции лишает образцы почв материальной основы, оставляя лишь архив почвенных абстракций, которые состоят из запахов и связанных с ними ассоциаций. VolatileTerrain приглашает в мультисенсорное путешествие по наземным маршрутам, где специфические профили ароматов формируют целостное впечатление о различных местах.

МОНОГЕНОЦЕН, 2021
Анастасия Млеко
Цемент, полиуретан, оргстекло, прямая УФ печать

МОНОГЕНОЦЕН, 2021. Выставка Заземление. ЦМП им. В.В. Докучаева

Работа представляет собой две карты-сценария. Один, по мнению автора, является ретроспективным, разворачивается здесь и сейчас, второй — альтернативный.

Обе карты имеют общую структуру. Они акцентируют внимание на влиятельных естественно-научных положениях и их окружающих слоях: семантическом, политическом и концептуальном. Однако в первом сценарии, внутреннее давление распределено снаружи во внутрь. Концептуальная рамка формирует политическую, которая в свою очередь через язык плотно сжимается в наиболее влиятельные научные метафоры и гипотезы прошедшего столетия. Особое внимание здесь уделено трансформации и взаимодействию контекстов, в которых эти метафоры зародились, и где они, лишившись своей опоры, и в искаженном виде, в итоге, нашли свое применение. Таким образом, обнаруживающая себя подмена контекста, помогает концептам возвратиться из поля мнимой объективности обратно на территорию субъективного.

Во втором сценарии давление распределяется изнутри-наружу. Обновленный естественно-научный слой с учетом альтернативных концепций и открытий последних лет, каскадно трансформирует внешние слои, вводя альтернативные конструкты, на места устоявшихся действующих и предлагает зрителю помыслить как их включение способно изменить структуру мышления и повлиять на наше взаимодействие друг с другом и с другими сущностями.

В качестве частного примера такого взаимодействия взята действующая сельскохозяйственная технология промышленного земледелия. Именно отношения человека и почвы важны в качестве примера. Одновременно являясь насыщенным многослойным биокосным телом и основой физического существования человека, почва становится центральным героем разворачивающихся экологических потрясений и вместе с тем одним из главных претендентов на удержание углекислого газа.

Пещера, 2021
Александр Никольский
Смешанная техника: фотографии, звук, найденные объекты

Пещера. Выставка Заземление. ЦМП им. В.В. Докучаева

Подобно тому, как отступивший прилив оставляет после себя пустые панцири морских животных, советский проект оставил после себя множество военных и промышленных построек. Основой художественного проекта стало пространство бывшего подземного хранилища технической воды на военном заводе. Заброшенное здание — сложный композит из железобетона, истории, человеческих практик и активности не-человеческих акторов: песка, света, химикатов, металлических конструкций и вибраций работающей рядом электростанции. «Пещера» представляет собой реконструкцию чувственного опыта, испытанного художником при длительном погружении в песок — на дно этой антропогенной пещеры. Инсталляция стремится передать ощущение потери границ собственного тела и растворения в пульсирующей земной материи. Возникающая общность художника и пространства выходит за границы тактильного восприятия, существуя в виде постоянных вещественных потоков, составляющих часть наших тел.

Заключенный в песке сложный ассамбляж естественного и антропогенного стремится наполниться новым содержанием, как и весь этот бункер, организующий внутри себя скрытую жизнь за рамками человеческой семиотики.

Если Платон полагал единственной возможностью доступа к сути вещей выход из Пещеры, то художник предлагает раствориться в ней.

SCAPE, 2021
Олеся Ильенок
Керамика, электроника

SCAPE, 2021. Выставка Заземление. ЦМП им. В.В. Докучаева

Звуковая скульптура SCAPE была создана на основе почвы Владивостока, собранной в районе острова Русский.

Почва Приморского края уникальна своим многообразием и сложностью состава: тяжелая, плотная, с большим содержанием глины. Земля здесь часто разрушается тайфунами, заставляющими глину растекаться по городским дорогам; омывается Японским морем, повышающими содержание морских обитателей в прибрежной зоне; рассыпается ветрами, разгоняющим красноватую пыль по округе.

Объект воспроизводит звуковой пейзаж Владивостока, в центре которого оказываются не классические полевые записи, сделанные человеком, а сама природа местности: почва, море, ветер. Скульптура состоит из промытой и подготовленной глины и объектов, найденных в приморской почве. Звуковой пейзаж создается за счет самого материала и имитации ветра, меняющего свою скорость

Музей Съедобной Земли
masharu

Музей съедобной земли. Выставка Заземление. ЦМП им. В.В. Докучаева

Геофагия — это феномен поедания земли или почвоподобных материалов, таких как глина и мел. Эта древняя духовная и целительная практика является неотъемлемой частью культуры в ряде стран Африки, Азии и Южной Америки. Например, в Индонезии, Гане, Нигерии и Суринаме различные образцы глины продаются на рынке как съедобные продукты.

Проект «Музей Съедобной Земли» возник в 2012 году. В настоящий момент он насчитывает порядка 400 видов земли, которые были собраны в исследовательских поездках в Индонезию, Нигерию, Суринам, Кубу, Гватемалу, Зимбабве, Узбекистан и другие страны или заказаны в специализированных интернет-магазинах.

В коллекцию входят образцы из более чем 30 стран, в том числе из США, Мексики, Марокко, Германии, Белоруссии, России и Кыргызстана. «Музей Съедобной Земли» предлагает зрителям пересмотреть собственные знания о еде и культурных традициях. В проекте исследуются предпосылки возникновения феномена поедания земли, польза и вред, связанные с этой практикой, а также источники съедобной глины и каналы ее распространения по всему миру. Чтобы лучше понять реальность современной геофагии и  создать исследовательскую базу, masharu собирает коллекцию данных о съедобных почвах, доступных на мировом рынке, работает с антропологами и с сообществами людей,  практикующими поедание земли (например, выходцами из Суринама, проживающими в Нидерландах).

Во время презентации проекта «Музей съедобной земли» посетители смогут познакомиться с историей этой традиции, увидеть и попробовать образцы глины и обсудить феномен геофагии.

ПОСТКОМПОСТ, с 2019
Анастасия Кизилова
Инсталляция, перформативная практика

Посткомпост. Выставка Заземление. ЦМП им. В.В. Докучаева

Переломный момент в истории человечества — открытие микробиологии Луи Пастером и, как следствие, победа над инфекционными заболеваниями в середине ХIХ века. Это событие в один миг превратило многие научные теории в набор суеверий. Так, например, наука о гигиене подверглась сомнению — многие меры оказались бессмысленными. Современные представления о гигиене все ещё противоречивы. Пластик, предназначенный для защиты от бактерий, тем не менее является серьезной угрозой окружающей среде. Сортировка вторсырья все еще остается маргинализированной практикой, а процессы разложения, связанные с производством компоста в условиях городской среды вызывают отвращение. Проект ПОСТКОМПОСТ критически переосмысляет процесс производства земли, объединяя перформативную практику с чтением философских текстов. Проект находит баланс между строгим научным подходом и непредсказуемыми художественными экспериментами.

Слушая почву, с 2016
Карин Бонневаль
Керамика, аудиоспикеры, записи почв контактным микрофон

Слушая почву. Выставка Заземление. ЦМП им. В.В. Докучаева

Почва — это не просто инертная материя. Это целый мир, пребывающий в постоянном движении. Мир, богатый жизнью и процессами обмена. До тех пор пока мы возвышаемся нам над ним, его комплексная целостность ускользает от нашего восприятия. Здоровая почва шумит — слушайте почву.

Проект «Слушая почву» — это серия звуковых керамических скульптур, в которых воспроизводятся записи макро- и мезофауны почв, собранные в разных локациях. Работа Карин Бонневаль предлагает новые способы пребывания в мире, который мы, люди, делим с нечеловеческими видами. В ее инсталляции мы погружаемся в сферу, где органические формы сосуществуют с вымышленными. Здесь гибридизированные формы искусства и науки обманчиво отвлекают зрителя от роли технологий, а вместо этого предлагают обратить внимание на эстетическое высказывание, берущее свое начало в народных традициях ручного труда. Проект был создан в сотрудничестве с лабораторией Риллиг, Свободным университетом Берлина, Фанни Рыбак, специалистом по биоакустике из университета Париж-Сакле.

Гул Земли, 2021
Лилия Акивенсон, Евгений Савенко
Звуко-пространственная инсталляция. Геотекс, звукодизайн, антропофиксация в тексте

Гул Земли (или the Hum) — звук, пребывающий на границе реального и воображаемого. Его невозможно поймать, задокументировав раз и навсегда. Гул Земли обрастает множеством интерпретаций: в ход идёт конспирология, религиозные мифы о конце света, страшные истории о мести потревоженных индейских кладбищах.

Гул Земли слышат в разных точках планеты: днём и ночью, в мегаполисах и опустевших деревнях. Его регистрируют люди вне зависимости от пола и возраста, и даже домашние животные подвержены влиянию странных шумов. В отдельных случаях встречаются свидетельства негативного влияния гула на жизнеспособность домашних растений и рассады.

Сюжет о «стонущей Земле» существует по канонам древних анимистических представлений: Земля здесь мыслится как одушевлённый и разумный организм, предупреждающий людей о скором Апокалипсисе (здесь уместно будет вспомнить свидетельства «страшного гула», раздававшегося в районе Шереметьево в ночь на Пасху в 2020 году).

Художники собрали свидетельства людей, слышащих Гул Земли на территории России — в разных её частях. «Что-то гудит» рядом с московским Кремлём и в небольших деревнях, гул пытаются сравнить с чем-то уже знакомым или списывают на происки иномирного.

Гул всякий раз остаётся по ту сторону контроля, изучения, а зачастую и фиксации. Каждая встреча со звуком, освобождённым от очевидной причины — это приглашение к пересборке привычно слышимого.

Звук вынуждает человека адаптироваться к новой звуковой реальности: усвоенные причинно-следственные связи между шумом и его источником больше не работают. И в освободившихся пустотах слышится голос самой Земли.